25 апр. 2010 г.

16 апр. 2010 г.

Эстонский литературный вечер

16 апреля 2010 года в библиотеке национальных литератур прошел литературный вечер. О тенденциях в современной Эстонской поэзии в стихах и прозе рассказывал поэт Игорь Владимирович Котюх.
Во встрече принимала участие эстонская поэтесса Андра Тееде, признанная в прошлом году подающим надежды молодым деятелем культуры. Мелодичному голосу Андры, читающей свои стихи, вторили голоса трех девушек-переводчиц - студенток филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.








15 апр. 2010 г.

Столетние помощники

В 2009 году биологи всего мира отмечали столетие лабораторной крысы. Ровно сто лет назад в Гарвардском университете ученые начали регулярно использовать мышей в научных исследованиях. Ровно сто лет назад дипломант Кларенс Кук Литтл начал собирать грызунов с самой красивой и нежной шерсткой. Он заложил первую генетически чистую популяцию мышей в результате скрещивания близкородственных особей.

Серые крысы пасюки – «прототипы» лабораторной крысы – вслед за людьми проникли на все континенты, кроме Антарктиды. Белые лабораторные крысы распространились также широко вслед за учеными людьми. Сегодня никакие медицинские, физиологические, фармакологические исследования немыслимы без участия этих грызунов.

Крысы – универсальные модели. Биологи создали сотни разновидностей грызунов, болеющих всеми мыслимыми и немыслимыми человеческими заболеваниями, чтобы найти способы борьбы с ними. Предпринимая попытки победить дистрофию, ученые получили мышей с мышечной массой, на 70% превышающей объем мускулатуры обычной мыши, а пытаясь понять механизмы нервных расстройств – воспроизвели на мышах психические заболевания, которыми животные обычно не страдают: шизофрения, аутизм, депрессия.

Кроме исследований аналогичных человеческим болезней и аномалий, ученых интересует и ситуация нормы. Все млекопитающие похожи, поэтому выводы, полученные на крысах, пытаются переносить на других зверей и на людей.

Как развивается мозг? Что будет, если переучить левшу в правшу? Как формируется память? Сколько времени надо для обучения в разном возрасте? Как влияет обстановка на скорость обучения? Какие бывают стратегии решения задачи, и какая стратегия наиболее эффективная? На эти и многие другие вопросы о крысах, животных и людях помогают ответить поведенческие тесты.

В теплом, тихом и полутемном помещении человеку хочется спать. Но для крыс это привычные условия, в которых животные чувствуют себя уверенно. В этой обстановке крысы бегают по лабиринту, достают лапой корм из узкой трубки, изображают рыцаря на распутье и выбирают верную дорогу, ощупывая шершавые тестовые полоски в качестве указателей. И каждым днем все увереннее и лучше выполняют предлагаемые задания.

В своей учебе крысы не бесстрастны: они волнуются, пугаются, капризничают, любопытствуют и вообще проявляют вполне человеческие эмоции. Работа ученого не предполагает особых эмоций – только бесстрастное наблюдение и фиксация фактов. Но  спокойные внешне, исследователи сопереживают, радуются успехам, огорчаются неудачам своих питомцев. И задают все новые и новые вопросы, пытаясь вместе с крысами найти на них правильные ответы.















 

2 апр. 2010 г.

Открытая научно-практическая конференция "Ученые будущего" 2010

2 апреля 2010 в Эколого-Биологическом центре "Крестовский остров" открылась ежегодная Открытая научно-практическая конференция "Ученые будущего".


В рамках конференции проходят публичные лекции приглашенных специалистов. В этом году лекции были посвещены научным фактам и домыслам о вирусе гриппа (И.В. Киселева) и подводным исследованиям тропиков (А.Н. Островский).

Ирина Васильевна Киселева, д.б.н. Руководитель лаборатории вакцинных штаммов отдела вирусологии Института экспериментальной медицины РАМН


Андрей Николаевич Островский, д.б.н., доцент кафедры зоологии беспозвоночных СПБГУ


Основные участники конференции - школьники с 6 по 11 классы.


Всего в этом году было представлено 129 исследовательских работ. Главный формат конференции - постерные доклады школьников - создают пространство для общения ребят между собой, с учителями и приглашенными экспертами-учеными.







Участники конференции