14 апр. 2009 г.

Дети и звери

Обобщенный день из жизни юннатского кружка

Молодые обезьянки, поставленные перед жестким выбором между «матерью ласковой» (мягкой), но некормящей, и «неласковой» (проволочной), но кормящей, выбирали «ласковую мать». Это древний инстинкт приматов — найти мать и уцепиться за ее шерсть. Мать стала другим видом — человеком — и уже десятки тысяч лет не носит шерсти, а инстинкт остается.

Инстинктивная потребность — успокоить себя контактом с матерью - остается на всю жизнь. И когда человеку плохо, он ищет что-то мягкое и шерстяное, а за отсутствием хватается за «подручную» шерсть — собственные волосы.


Любовь к меху остается. Поэтому процветает индустрия мягких игрушек. В игре мягкий тигр дружит с олененком, и разговаривает человеческим голосом. В сказке животные помогают героям достигнуть цели. В жизни городские дети идут в зоологические кружки.

Такие кружки есть в каждом городе. В Санкт-Петербурге — почти в каждом районе города. Один из таких юннатских кружков — клуб «Шаги в природу» в доме детского творчества Приморского района.

Дети приходят в кружок просто потому что зверюшки это здорово, они мягкие теплые и ужасно милые. Но выясняется, что животные играют не так, как люди. Что их нельзя тискать так, как хочется. Что у них есть свой характер и свои желания, нередко отличные от человеческих.

А еще выясняется, что общение с животными это труд. Кропотливый и ежедневный. Что животные зависят от людей полностью и во всем.

Вторник. Занятия начинаются в пять тридцать. Прихожу в пять. Открываю дверь на этаж и слышу детский окрик: «Осторожно!» По коридору гуляют куры, деловито клюя насыпанные для них семечки. Пока не началось занятие, идет игра.

Но время неумолимо приближается к началу занятий. Пора приниматься за работу. Кур ловят, это оказывается не так просто, и отправляют обратно в клетки. Теперь надо подмести, а при необходимости даже вымыть коридор. Остатки корма убраны, и дети тоже отправляются в клетки. Пришла пора уборки.

Все клетки стоят в одной комнате, в соседней только цветы и аквариумы. В кажущемся хаосе есть строгий порядок, каждый — на своем месте. В нагромождении клеток нельзя пропустить ни одной. Каждую надо вычистить, насыпать свежие опилки и поменять воду в поилках.

Параллельно начинают готовить еду — здесь на помощь приходят старшая группа и руководители. У каждой зверюшки свои вкусы, а ведь приходится помнить еще и о сбалансированности питания! Гору мисок и мисочек наполняют кашей — это сегодняшний обед для мышек и крысок. Морские свинки предпочитают что-нибудь посочнее, и девчонки отправляются мыть гору морковки. «Сима, клади по полморковки на человека», - дает указание руководитель.

Когда все животные сыты и довольны, ребята уходят в соседний кабинет. Начинается «лекция». Ребята маленькие, и лекция недолгая. Собственно, даже не лекция: ребята активно задают вопросы, что-то рассказывают, обсуждают. Учатся. В конце — быстрое повторение. Кто больше всех запомнил?

После занятия можно задержаться и еще поиграть с животными. Мыши бегают по столу. «Не забудьте посчитать! Сколько взяли, столько и надо вернуть в клетку. А то будем потом у директора ловить в кабинете», - напоминает руководитель.

День заканчивается. Звери возвращаются в клетки, а дети расходятся по домам, унося в себе частички любви и душевного тепла.


В игре мы учимся взаимодействовать


Иногда животные своевольничают


Все учимся делать сами


Детки в клетке

Каждую клетку надо вычистить...


... и принести свежее питье


Животным тоже интересно наблюдать за детьми


Кухня


Морковку для еды надо вымыть...


... и можно подавать
Кроме того, чтобы что-то уметь, еще полезно что-то знать.
Лекционное занятие


Большая любовь